Электромобили выросли на 40% в третьем квартале, но Zeekr испытал падение продаж

Правительственная политика в отношении электромобилей: на что рассчитывать в 2025 году Ситуация с электромобилями в стране остается неопределенной, поскольку правительство периодически меняет подход к этому сегменту. Например, с начала 2023 года утилизационный сбор для электрических автомобилей возрос в 20 раз, оказавшись на уровне 667 400 рублей, аналогичного сбора для машин с ДВС. Это значительно отразилось на продажах: по сравнению с четвертым кварталом 2024 года, в начале 2023 года сбыт сократился на 50%, с 3844 до 1854 машин. К началу лета производители адаптировались, увеличив продажи до 2546 автомобилей во втором квартале. Тенденция продолжила развиваться в третьем квартале, когда реализация составила 3586 электромобилей. Будущее продаж электрокаров все еще под вопросом. В конце прошлого года статистика показывала стабильные объемы продаж, достигающие 1200 автомобилей в месяц. В этом году наблюдается следующее развитие: в апреле продано 795 электромобилей, в мае — 786, в июне — 965, в июле — 1257, в августе — 1082 и в сентябре — 1247. Также стоит отметить, что количество электрокаров 2025 года производства незначительно возросло, однако многие модели все еще ждут своих покупателей. Несмотря на возможное повышение утилизационного сбора с первого ноября, вероятно, что продвижение электромобилей останется стабильным до начала следующего лета. Однако изменения в правилах утильсбора могут сказаться на импорте. Из 7986 электромобилей, зарегистрированных в этом году, большая часть имеет мощность свыше 80 «лошадей», что ставит под угрозу доступность льготного тарифа. Перейдем к результатам третьего квартала. Лидером по-прежнему остается Zeekr с продажами в 891 автомобиль, хотя его доля на рынке снижается — с 38% в конце 2024 года до 25% в третьем квартале 2025 года. Модель 001 была особенно популярной, составив 449 единиц, за ней следуют 7Х и 009. Завод «Москвич» вывел на рынок 430 автомобилей 3е, в основном для юридических лиц, что позволило занять второе место после Zeekr. Модель Evolute i-Pro продемонстрировала продажи на уровне 363 единиц, а A5 от Amberauto — всего 277 машин. Новый Avatr показал хорошие результаты, продав 263 единицы, в то время как BYD достиг 258. BMW, Porsche, Tesla и другие марки продали весьма ограниченные объемы своих машин, например, Tesla — 142. Кроме того, появились статистические данные о новых моделях, таких как Geely EX5, с 97 проданными экземплярами, и Eonyx М2, чьи продажи зафиксированы на уровне трех автомобилей. Неопределенность в регулировании и предложение электромобилей создают сложную ситуацию на рынке, и покупатели продолжают ожидать решения от правительства.